Бета
Статья

Репортаж: Технический музей в Праге

текст и фото: андрей титаренко

Национальный технический музей Праги – пожалуй, самый интересный выставочный центр столицы Чехии. Прекрасные картинные галереи города, Музей Франца Кафки и даже Музей пива (на самом деле это паб) меркнут на фоне его масштабной коллекции. В которой самые интересные экспонаты – это, конечно, мотоциклы (ведь мы же мотоиздание!).


Основанный в 1908 году, музей предлагает отдельные экспозиции по таким направлениям: транспорт, металлургия, химия, астрономия, архитектура, печать, добывающая промышленность и т.д. Для того, чтобы обойти все пять этажей музея, нужно потратить 5-6 часов, хотя лучше разбить осмотр его коллекции на несколько дней.


Отдел транспорта занимает огромный павильон, в котором собраны автомобили, самолеты и моторы к ним, паровозы, велосипеды и мотоциклы. Мотоколлекция НТМ акцентирована на местных двухколесных, что логично. Здесь есть немало представителей мотостарины из Америки и всей Европы, но ядром экспозиции все же являются «Явы», «Чезеты», «Славии» и другие менее известные чехословацкие марки.

Hildebrand & Wolfmuller образца 1894 года – первый в мире серийный мотоцикл. Выпускался в Мюнхене, Германия, конкретно эта модель – первый мотоцикл, экспортированный в Австро-Венгрию. По сути, это велосипед с кубатурным мотором объемом 1488 см3. Он выдает всего 2,5 л.с., разгоняя мотоцикл до максимальных 45 км/ч.

Slavia Bz 1905 года, выпущенная чешской фирмой Laurin & Klement. В начале XX века она была заметным мировым производителем мотоциклов, быстрых и технически продвинутых. Эта модель использует 331-кубовый 1-цилиндровый мотор, выдающий 2,5 л.с. Максимальная скорость 58-килограммового мотоцикла – 60 км/ч.

Slavia CCR от той же фирмы Laurin & Klement. Здесь установлена 812-кубовая вэшка мощностью 5 л.с. Максималка – 85 км/ч. В 1905 году этого уже было достаточно, чтобы участвовать в мотогонках. На модифицированной Slavia CCR чешский спортсмен Вацлав Вондржич выигрывал Международный кубок в Дурдане, Франция.

Indian 1915 года – один из самых продвинутых мотоциклов своего времени. У него V-образный 980-кубовый мотор мощностью 7 л.с., 2-ступ. КПП со сцеплением, цепной главный привод и подвески на переднем и заднем колесах. Все это утяжеляло конструкцию до 180 кг, но максимальная скорость мотоцикла все равно впечатляла: 90 км/ч.

Этот странный байк – штучный гоночный прототип 1910 года от неизвестного производителя. У него нет коробки передач и подвесок, в достижении максимальных 105 км/ч вся надежда была на огромный 2,3-кубовый V-твин мощностью 15 л.с.

Чрезвычайно красивый 125-кубовый байк Bekamo образца 1924 года, который и сейчас украсил бы любую кастом-мастерскую. Его выпускала немецкая фирма Kaehler & Ruppe, но все производство находилось в Чехословакии. 2-тактный мотор мотоцикла развивает 6,5 л.с., хребтовая рама служит бензобаком.

Motor Company 1000 – самый дорогой чехословацкий мотоцикл по состоянию на 1924 год. В нем использовались лучшие на то время комплектующие, преимущественно английские: двигатели JAP, коробки Sturmey Archer, рычажные вилки Brampton. 22-сильный мотор объемом 980 см3 разгоняет мотоцикл до 100 км/ч.

Британский Scott 600 1927 года выпуска. Его фишка – использование 2-цилиндрового 2-тактного мотора с жидкостным охлаждением. При 596-кубовом рабочем объеме он развивал 24 л.с., что позволяло разгоняться до немыслимых 136 км/ч.

Экспериментальный двухколесный Ner-a-Car 1924 года попал в Чехословакию из США. Своим развитым обвесом, позволяющим ездить даже дамам в юбках, он напоминает скутер. И характеристики у него тоже вполне скутерные: 212-кубовый 2,7-сильный мотор, 56 км/ч максималки, 99 кг сухой массы.

Этот мотоцикл можно опознать и без подписи к фото. Harley-Davidson Model J (1928 год), воздушная вэшка, вилка-спрингер, задний хардтейл, широкий рогатый руль и каплевидный бак – все это есть и у многих современных мотоциклов марки. Мотоцикл весит всего 162 кг, его 989-кубовый мотор развивает 18 л.с.

Indian Four – это Хонда Голд Винг того времени. Роскошный и мощный (30 л.с.), он был мечтой многих мотоциклистов. 4-цилиндровый 1285-кубовый мотор разгонял байк до 121 км/ч. Рычажная вилка, барабанные тормоза, комфортное сиденье и мощная фара – все эти достижения технического прогресса в годы экономической депрессии начала 1930-х были недоступными для рядового любителя двухколесных.

Еще одна легенда мотопрома первой половины XX века в Пражском техническом музее. BSA 350 Model L – сравнительно небольшой и легкий мотоцикл. У него 5,5-сильный мотор объемом 349 см3, КПП с ручным переключением, рычажная вилка. Вес байка 101 кг, максимальная скорость – 80 км/ч.

Cechie-Bohmerland 350 1937 года, выпущенный чехословацким заводом Albin Liebisch. Его фишкой было использование нестандартных решений. Рама с распорками – это некий прототип «птичьей клетки», колесные диски – литые, а цветовая гамма – просто вырвиглаз. 10-сильный 346-кубовый мотор разгонял байк до 80 км/ч.

Jawa 500 OHV 1931 года выпуска – первенец знаменитого чехословацкого мотогиганта. В 1929 году Франтишек Янечек, владелец завода по производству оружия, решил переключиться на мотобизнес. Он получил лицензию на немецкие мотоциклы Wanderer, а новую фирму назвал Jawa (акроним от Janeček и Wanderer). Первая модель была представлена 23 октября 1929 года. Мотоцикл оснащался 499-кубовым 18-сильным 4Т мотором и развивал максимальные 100 км/ч.

Еще один первенец от легендарной чехословацкой марки. ČZ 175 Special – первый мотоцикл оружейной компании Česká Zbrojovka Strakonice. Модель запустили на конвейер в 1935 году, данный экземпляр был произведен в 1937-м. У него 172-кубовый 2Т мотор мощностью 6,5 л.с., 80 км/ч максималки и 95 кг сухого веса. ČZ 175 Special разошелся по миру тиражом более 20 тысяч экземпляров.

Autfit – третий и самый маленький представитель чехословацкого мотопрома 1930-х. Компания концентрировала внимание только на одном типе мотоциклов кубатурой 250 см3. Данная модель Ogar 250 была выпущена в 1937 году. 247-кубовый мотор этого байка развивает 10 л.с., максимальная скорость – 100 км/ч.

Два мотоцикла из разных эпох: довоенная Jawa 350 SV 1933 года и Jawa 250 11 Perak, выпущенная сразу же после Второй мировой войны. 250-ка, которая экспортировалась в более чем 100 стран, считается одним из самых важных мотоциклов компании.

BMW R11, как и большинство других баварских мотоциклов, попал в Чехословакию благодаря Второй мировой войне. Немецкая армия широко использовала эти тяжелые (вес байка – 260 кг) машины, как правило оборудованные коляской. Оппозитный 745-кубовый мотор мотоцикла развивает 18 л.с., максимальная скорость – 100 км/ч.

Оригинальный прототип Dalnik 250, предназначенный для туризма. Собран в 1942 году. По плану разработчиков, он должен был предлагать комфорт автомобиля при эксплуатационных затратах мотоцикла. Модель укомплектована 248-кубовым 9-сильным мотором. Вес Дальника – 120 кг.

150-кубовый мотоцикл, выпущенный в 1954 году под брендом Jawa-ČZ. Его особенность – маятниковая задняя подвеска, чего не было у многих байков того времени. Эту модель, а также ее модификации с 2Т моторами объемом 250 и 350 см3, прозвали Swinger. За 20 лет выпуска было собрано 1,5 млн таких мотоциклов.

Легендарный скутер Čezeta 501, выпущенный 1959 году. Практичный и комфортный, он планировался как средство передвижения на каждый день, но быстро превратился в двухколесную игрушку для отдыха. 171-кубовый мотор скутера развивает 8 л.с., максимальная скорость – 80 км/ч.

Гоночный прототип Jawa 350 - 673, выпущенный в 1967 году. На таком мотоцикле выступали знаменитый чехословацкий гонщик Франтишек Штастны и итальянец Сильвио Гразетти, ставший на чемпионате МотоГП 1969 года вторым после Джакомо Агостини. У этого супербайка 342-кубовый 2-тактный V4, выдающий 80 л.с. Прототип весом 138 кг разгонялся до 267 км/ч.

Прототип Jawa 500 - 891 (1973 год), предназначенный для спидвея на ледяном покрытии. Многие годы в этом виде спорта доминировали спортсмены из СССР, но в 1974-м чеху Милану Шпинке удалось стать чемпионом мира. Он выступал именно на таком мотоцикле: 497-кубовый 51-сильный мотор, 160 км/ч максимальной скорости. Задняя подвеска и тормоза – отсутствуют.

В конце 1970-х чехословацкий мотопром уже сильно отставал от конкурентов из Европы, Японии и США. Экспериментальная модель ČZ 350 - 510 – попытка догнать мотоциклы других марок по технологиям и стилю. У этого байка броские литые диски, телескопическая вилка, барабанные тормоза, 347-кубовый мотор воздушного охлаждения, выдающий 27 л.с.

Стараясь вернуть себе былую славу, знаменитый чехословацкий мотобренд экспериментировал с нестандартными для себя моторами. Прототип Jawa 500 - 824 образца 1984 года укомплектован 500-кубовым оппозитом, выдающим 32,6 л.с. Всего было выпущено несколько таких машин, ни одна из них не дошла до серийного производства 


Опубликовано в феврале 2015

Регистрация

Уже зарегистрированы?      Войти

Обновить

Внимание! РЕГИСТРАЦИЯ с помощью социальнЫх
сетей возможнА только ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ

Мы не будем публиковать что-либо
без вашего согласия!

Войти

Еще не зарегистрированы?      Зарегистрируйтесь

ВОЙТИ С ПОМОЩЬЮ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Мы не будем публиковать что-либо
без вашего согласия!

Напомнить пароль

Еще не зарегистрированы?      Зарегистрируйтесь

 
Редактировать